Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально – техническая база.
Типовое двухэтажное здание по ул. Октябрьской, 9 сдача в эксплуатацию – 1981 г., имеется центральное отопление и водоснабжение; оборудованные детские площадки (6), спортивная площадка.
Типовое двухэтажное здание ул. Центральная, 10 а, сдача в эксплуатацию – 1976 г., Территория ограждена, оснащена современными игровыми комплексами; освещена уличными фонарями и имеет много зеленых насаждений. В здании детского сада 4 отдельных групповых помещений, включающих в себя: групповую комнату, спальню, раздевалку, санузел (туалет, умывальная комната), моечные, круглосуточная группа.
Библиотечный фонд – 1950 экземпляра, из них детских книг – 560 экземпляров.
Информационно-техническое обеспечение: 5 компьютеров, 7 ноутбуков, 3 мультимедийных проектора, 2 телевизора; 4 магнитолы; 4 акустические колонки; 2 музыкальных центра; 5 принтеров
В МКДОУ Детский сад "Теремок": 7 групп , 1 музыкальный зал , 1 спортивный зал, "Карельская Горница" (Карельская утварь - национальные предметы карелов).
Оборудованные учебные кабинеты
В Учреждении учебные кабинеты отсутствую
Вид помещения. Функциональное использование |
Оснащение |
Групповые комнаты: - Сюжетно-ролевые игры. - Самообслуживание. - Трудовая деятельность. - Самостоятельная творческая деятельность. - Ознакомление с природой, труд в природе. |
- Детская мебель для практической деятельности. - Книжный уголок. - Уголок для изобразительной деятельности. - Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа». - Природный уголок. - Конструкторы разных видов. - Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото. - Прописи, рабочие тетради - Развивающие игры по сенсорике, математике, развитию речи, логике. - Уголок познавательных интересов (энциклопедии, наборы открыток, карты Карелии и России, карта Мира, глобус и т.д.) - Уголок экспериментирования и ручного труда. - Различные виды театров. - Уголок уединения и отдыха (релаксации). - Игры с природным материалом (песком, водой). |
Спальное помещение: - Дневной сон. - Игровая деятельность. - Гимнастика после сна. |
- Спальная мебель. - Оборудование для закаливающих процедур: ребристая доска, массажные коврики. |
Раздевальная комната: Информационно-просветительская работа с родителями |
- Информационный уголок. - Выставка детского творчества. - Наглядно-информационный материал для родителей. - Физкультурный уголок. |
Методический кабинет: - Осуществление методической помощи педагогам. - Организация консультаций, семинаров, педагогических советов. - Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития. - Выставка изделий народно-прикладного искусства. |
- Библиотека педагогической и методической литературы. - Библиотека периодических изданий. - Пособия для занятий. - Опыт работы педагогов. - Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов. - Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми. - Иллюстрационный материал. - Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки. Скульптуры малых форм. - Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции. - Библиотека методической литературы, сборники нот. |
Кабинет логопеда: - Занятия по коррекции речи. - Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей. |
- Большое настенное зеркало. - Дополнительное освещение у зеркала. - Стол и стулья для логопеда и детей. - Полка для методической литературе, пособий. - Мольберт, фланелеграф. - Индивидуальные зеркала для детей. - Развивающие игры и игровой материал (сенсорика, мелкая моторика, работа над словарем) |
Музыкальный зал. - Занятия по музыкальному воспитанию. - Индивидуальные занятия. - Тематические досуги. - Развлечения. - Театральные представления. - Праздники и утренники. - Занятия танцевального кружка. - Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей . |
- Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала. - Музыкальный центр. - Пианино. - Разнообразные музыкальные инструменты для детей. - Подборка аудио- и видеокассет с музыкальными произведениями. - Детские и взрослые костюмы для театров. - Ширма для кукольного театра. - Детские хохломские стулья. - Баян. - Синтезатор. |
Физкультурный зал: - Физкультурные занятия. - Спортивные досуги. - Развлечения, праздники. - Консультативная работа с родителями и воспитателями. - Кружковая работа. |
- Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия. - Мини-батут. - Сухой бассейн. - Магнитофон. - Детские тренажеры. - Скамейки. - Маты. - Нестандартное оборудование для ОРУ. |
Карельская горница: - Занятия кружка карельского языка. - Консультативная работа с родителями и воспитателями. |
- Карельские костюмы для взрослых и детей. - Подбор разнообразных изделия народно-прикладного искусства и быта Карелии. - Библиотека методической и детской литературы, периодических изданий на карельском языке. - Деревянный стол, скамейки, полочки для утвари, посудник, люлька, рыболовная сеть. |
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты— цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Идеальные средства обучения– это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения– это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятия по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.
Информационная база МКДОУ Детский сад "Теремок" оснащена: электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт учреждения.
Детский сад имеет в своем распоряжении 7 компьютера, 5 ноутбуков (из них доступны для самостоятельного пользования детьми - 0), 5 МФУ. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МКДОУ Детский сад "Теремок" , на котором существует версия для слабовидящих.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Воспитанники не имеют доступ к электронным образовательным ресурсам.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
не имеется
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), и инвалидов территория МКДОУ Детский сад "Теремок" имеет:
-Асфальтированное покрытие;
- На сайте МКДОУ имеется версия для слабовидящих;
- Вход в здание по улице Центральная 10А оборудован пандусом.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов:
• В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
• Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется музыкально-спортивный зал.
Кабинет учителя-логопеда содержит:
— материалы и игры по темам;
— зеркало с лампой дополнительного оснащения;
— комплект зондов для постановки звуков;
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
— логопедические альбомы для обследования;
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
— настольно-печатные дидактические игры;
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.