E-mail:
Телефон:
(81456) 33-632
Адрес:
186137, Республика Карелия, Пряжинский район, п. Эссойла, ул. Октябрьская, д. 10

Проект "Теневой театр"

 

 

Карелия, Пряжинский район,с.Эссойла, МКДОУ д/сад «Теремок»

Проект (педагогический) «Теневой театр в ДОУ»  

Разработан воспитателем Ларионовой Т.Н. и реализован воспитателями 1-х младших групп «Капельки» и «Ромашки» Ларионовой Т.Н., Барышниковой О.В., а также воспитателям разновозрастной группы «Пчелки»  Мозговой А.В.

январь-февраль  2017 года

Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно признан самым романтичным и загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете… О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера, по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно.

Старшие дошкольники, участвуя в теневых театрализованных играх, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем.

При организации театрализованных теневых игр учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов, дает некую раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.

Исходя из вышесказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью изображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» Б.М. Теплов.

А кроме всего прочего, театр – это огромная помощь в развитии и активизации речи детей.

Актуальность  данного проектаопределяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей  в  современных условиях.

          В связи с этим основная цель проекта: активизация речи младших дошкольников, развитие творческих способностей детей разного дошкольного возраста  средствами теневого театра.

 Задачи:

Познакомить детей с теневым театром.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.

Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Участники проекта:  дети 1-ймл.гр. «Капельки»,1-мл.гр. «Ромашка»; дети разновозрастной группы «Пчелки»; воспитатели всех трех групп,  родители .

Сроки проекта: январь – февраль 2017 года

Этапы работы:

1 этап: Накопительный.

2 этап: Творческий - репетиционный.

3 этап: Результативный.

 

  1. Накопительный

 Подборка литературы по театру: ( Образцов. К.Л. « Как сделать куклу своими руками»; И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками», а также ресурсы интернета )

Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями.

 Работа над выразительностью речи, интонацией,  и пантомимой.

 Просмотр  спектаклей теневого театра .

Оформление родительского уголка на тему « Теневой Театр», «Развитие творческих способностей через театр».

 Работа с рукой и светом.

Изготовлении теневой ширмы, атрибутов,декорация для постановок ( лес, солнце, облака, домик, дорога, деревья), персонажи для сказок.

  1. Творческий 

 Изготовление ширмы для теневого театра. (Коробка)

Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок: « Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»; мини-спектакль «Наш двор», «Игрушки» (по Агнии Барто); пижамные сказки - «Сказка о глупом мышонке».(см. приложения)

- Организация, проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок.

         3. Результативный 

-Показ мини-спектаклей для детей 1-х младших групп

-Драматизация теневой  сказки «Заюшкина избушка» детьми разновозрастной группы для малышей

  - Анализ и подведение итогов реализации проекта

- Фото отчет

- Отзывы родителей о проекте.

Фото – выставка «Мы играм в теневой театр"

 

Организация работы с детьми (для разновозрастной группы)

Чтение детской художественной литературы, слушание аудиозаписей, просмотр муль-, видеофильмов , рассматривание иллюстраций, наблюдение ситуаций в жизни

Развивать интерес к прослушиванию художественных произведений; знакомство с выразительными средствами речи: интонацией, темпом, тембром; работа над звукоподражанием.

Знакомство с теневым театром, как видом искусства

Познакомиться с текстом  произведения и событиями, их характеристикой.

Повторить текст сказки.

Познакомиться особенностями речи каждого персонажа.

Учить детей связно и живо рассказывать сказку, передавать диалогическую речь.

Учить детей работать с куклой теневой.

Работа со светом.

Познакомиться с внешним теневым видом героев; событиями, которые предстоит изобразить.

Учить  снимать зажатость и скованность.

Развивать двигательные способности детей, ловкость подвижность.

Уметь ориентироваться за ширмой, равномерно размещаться по ширме, не сталкиваясь с друг другом куклы.

Специальные театральные игры (этюдные)

Подвижные, дидактические,имитационные игры, игры-путешествия, игры- занятия, беседы с детьми познавательного характера.

пополнить атрибутами театральный уголок.

изготовление с родителями, детьми, педагогами сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов

передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умение детей, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики.

Показ сказок для ночующих детей  «Пижамные сказки»

Игра- драматизация в группе детей, взрослых

Показывать сочиненные этюды по сказкам, басням; развивать навыки действия с воображаемыми предметами.

 Уметь импровизировать игры  - драматизации на темы знакомых сказок.

Организация работы с родителями воспитанников

- Собрание для родителей.

Наблюдение за действиями ребёнка во время театрализованного действия

Посещение занятий. Помочь ребенку снять зажатость и выполнять упражнения владения своим телом, попеременно. Консультации « Застенчивый малыш», «Теневой театр в ДОУ», «Развитие творческих способностей через театр»

Применение опыта в домашних условиях (домашние спектакли)

Участие в конкурсах поделок, игрушек

Участие в создании развивающего пространства: оборудовать  в 1-х младших группах уголки «ряжения», привлечь родителей к его пополнению

Непосредственное участие в совместных мероприятиях

Театрализованные представления с воспитанниками и родителями (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей)

Показ сказки «Заюшкина избушка»

Отзывы родителей о проекте

Фотоотчет «Мы играем в теневой театр»

Организация сотрудничества  с  педагогами ДОУ

Подготовить консультации для педагогов  «Развитие речи детей в театрализованной деятельности»; Мастер класс для педагогов «Театр из коробки»; показ спектаклей для детей

Ожидаемый результат реализации  проекта.

К промежуточным результатам можно отнести:

-активизация речи (в младших группах повторяют за воспитателем, звукоподражают, говорят предложениями; старшие – стали более выразительны в речи, интонационно украсили ее)

-увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада,

-желание детей заниматься театрализованной деятельностью (дети стали активнее играть в теневой театр, самостоятельно проигрывают сказки, придумывают свои сказки, активно просят дать им роль в новых постановках и др.);

 

Дальнейшие перспективы проекта:

Продолжение работы по проекту: ввести в традицию ежегодного проведения Недели театра в детском саду, «Вечер со сказкой» показ теневой сказки для детей других групп, Театрального фестиваля (с участием детей всех возрастных групп, семейных театров)

Выводы:

Опыт работы показал, что включение теневого театра в работу с дошкольниками обогащает их жизнь: вводит в удивительный мир сказок  теней.

Использование в работе с детьми теневого театра положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Данное положение можно считать аксиомой, не требующей обоснования и доказательств.

  В заключение необходимо отметить, что, теневой театр главным образом влияет на развитие творческих способностей  детей. Но  также влияет и на взрослых, в данном случае на педагогов. Это настолько взаимообусловленный, взаимосвязанный процесс, что результат этого развития невозможно оценивать раздельно.

 Прежде всего, это выражается в особом ощущении, не всегда осознаваемом и фиксируемом самим педагогом. Но это ощущение, это новое профессиональное качество дает чувство легкости, свободы, независимости, когда буквально захлестывает «фонтан» творческой энергии и без особого труда, как-то сами собой сочиняются и сценарии, и конспекты занятий, и другие материалы для работы с детьми.

В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Только мы,  педагоги, можем  доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к театральному искусству, повести за собой  и,   по-настоящему, увлечь.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Консультация для родителей

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи.

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…»(Б.М.Теплов)

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.

В повседневной жизни детского сада, мы, педагоги, используем различные виды театров: с раннего возраста-- пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска); в среднем и старшем дошкольном возрасте -- бибабо, книжка-театр, театр масок и др.

 Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: театр картинок, театр би-ба-бо.

Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр — он наиболее прост в изготовлении и показе. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф — показывают на специальной доске (покрытой фланелью), настольный театр — на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона. Цель таких театров — внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие .

Теневой театр-это силуэты сюжетов и кукол, вырезанные из картона и покрытые черной тушью.  Цель: развивать фантазию детей, учить коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявляя свою индивидуальностью.

Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при свете масляной лампы.

Существует признанное  мнение, что теневой театр, безоговорочно признан самым романтичным и самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации.  Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. 

 

 

 

(приложение: конспект занятия в разновозрастной группе).

Приложение 3

ЗНАКОМСТВО С ТЕАТРОМ ТЕНЕЙ

(НОД в разновозрастной группе)

Воспитатель.  ребята,  мы будем играть, но это будет особенная

игра, и называется она «Театр». Кто работает в театре?

 ребёнок. А я знаю, что в театре играют актёры.

Муз. рук-ль. А кто такие актёры? А что они делают? Дети. Они играют в

спектаклях различные роли.

Муз. рук-ль. А какие театральные профессии вы ещё знаете?

Дети. Костюмер - художник по костюмам,

Режиссёр, человек, который ставит спектакли.

Осветитель, который освещает сцену и т.д.

Муз. рук-ль. Сегодня в страну театра поможет нам открыть дверь Золотая

маска.(Показывает детям маску, рассматривает её с ребятами).

Звучит волшебная музыка, воспитатель надевает маску.

Золотая маска. Я, вас приветствую друзья!

Золотая маска я!

В страну театра я вам открою дверь

Страны на свете лучше, чем театра нет!

Ведь я в театр давно уже играю.

Прошу присесть я вас друзья,

Театр теней  открою я! (Демонстрирует ширму, включает свет, под музыку.)

В моей стране всё ново, интересно! Но и конечно неизвестно?Я покажу вам небольшую сценку «Наш двор» (показ мини-спектакля)

Золотая маска. Понравился ли вам театр теней?..

 В стране театра живут удивительно добрые и талантливые

жители. Они умеют играть, представлять, перевоплощаться, двигаться

красиво, любят музыку и стихи. Эти люди - актёры.

Золотая маска. Актерскому мастерству надо учиться, и для этого есть

учебные заведения.

Муз. рук-ль. Мы  тоже учимся быть артистами в детском саду, играем

сценки, ставим спектакли, выступаем для родителей на праздниках,  мы знаем, что такое мимика (выражение лица).

Просит детей удивиться, испугаться, обрадоваться.

Золотая маска. - Что такое жесты? (движение тела: рук, глаз и т.д.)

Золотая маска предлагает попробовать детям показать жестами ....волнение, недовольство, скуку, спокойствие. (показ этюдов, зрители аплодируют).

Золотая маска. А теперь расскажите, как вы играете в «театр» в детском

саду.

 Дети. У нас в группе есть разные виды театра..., мы показываем сценки..., играем сказки..., учимся управлять куклами…

Золотая маска. Ребята, мне очень хочется,  чтобы вы всегда оставались добрыми, интересными, талантливыми и любили Театр.  Может вы тоже захотите быть актерами теневого театра? А когда поставите настоящий спектакль-сказку, покажете его ребятишкам младшей группы. Что вы скажете? Согласны?

Муз. рук-ль. Как хорошо, что есть Театр!

Всегда он есть и с нами будет!

Кто посмотрел хоть раз спектакль,

Тот никогда уж не забудет!

З. маска прощается с детьми и, сняв маску, вновь становится воспитателем.

Воспитатель. Наше небольшое путешествие с страну «Театр» подошло к концу. Но мы не забудем обещания, которое дали Золотой маске, и обязательно разучим сказку для показа малышам.

Список литературы.

 М.И.Родина « Кукляндия» Санкт-Петербург 2008г.

мост» ( под. редакцией А. Бурениной 2005 г.)

 Н.Д. Сорокина « Играем в кукольный театр»- М. Изд-во Аркти

2007г.

 Т.И.Петрова « Театрализованные игры в детском саду» Школьная

пресса 2000г.

Т.Н. Караманенко « Кукольный театр в деском саду»- М. 1960г.

 

Приложение

 

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

   Воспитатель.   У лесочка на опушке

                              В лубяной своей избушке

                Мирно заяц жил  косой

                              Рядом с Рыжею Лисой.

                              Но ленивая лисица

                              Не желала потрудиться –

                              Дом построить лубяной,

                              А вселилась в ледяной.

                              Весной пригрело солнце

                              Лиса выглянула в оконце

                              Закончилась стужа

                              А возле дома лужа!

                              Бежит лиса к соседу

                              И просится к обеду.

 

                  Лиса     Зайка!

                              Мой сосед любимый!

   Ты пусти погреться милый.

 

                 Заяц    Что ж входи лиса -краса.

                              Да сушись! Ведь ты боса.

                              Вот тебе на лапы тапки

                              Ты садись пока на лавки.

                              Я к обеду стол накрыл

                              Про тебя я не забыл.

 

Воспитатель    Заяц нес тарелки, ложки     

 Да споткнулся на дорожке.

                              А лиса за веник хвать!

                              И давай его ругать!

 

                Лиса    Я пришла к тебе пожить.

                              Ну а ты тарелки бить?

                              Вот тебя я проучу!

                              Веником поколочу!

 

   Воспитатель   Заяц  кубарем скатился

                           И за порогом очутился.

                              Испугался он лисы

                              Рыжей, злющей, как осы!

 

               Заяц    Что мне делать?

                              Как мне быть? 

                              Где теперь я буду жить?

 

Воспитатель      Сел зайчонок под кусток

                              Пригорюнился чуток.

  Мимо собаки в деревню шли

                              Зайца на пеньке нашли.

 

             Собака1  Тяф, Тяф, Тяф!

                             О чем ты плачешь?

   Почему дружок не скачешь?

 

Собака 2   Расскажи нам, сделай милость,

  Что с тобою приключилось?

 

 ЗаяцЖил я в лубяной избушке

            Здесь, на этой вот опушке.

             А лисица в ледяной…

                Как растаял лед весной,

             Жить ко мне она пришла,

              Да меня и прогнала.

 

         Собака 1    Покажи ты нам дорогу

  Вмиг  помчимся на подмогу.

 

      Собака 2     Накажу лису-плутовку.

                            Прогоню ее воровку.

 

Воспитатель    Взялись за руки пошли

                             И к забору подошли.

 

           Собака 1    Эй, куманька лисица!

                             Уходи ты из светлицы!

 

         Собака 2    Ну-ка,  вон ступай,

                            Зайке дом освобождай!

 

                Лиса     Вот как выскочу сейчас.

    Искры полетят из глаз!

                            Если не хотите драки,

                            Убирайтесь вон собаки!

 

Восптатель   Испугались собаки лисы

                            И помчались за кусты.

                            За овраги, за леса

                            Прогнала их лиса.

                            Заяц наш опять один

 Вдруг медведь идет за ним.

 

Медведь    Вот я мишка косолапый

                            Я огромный и лохматый.

                            Лес дозором обхожу

                            За порядком я слежу.

                            Ты  чего, косой, сидишь?

 Со слезой на мир глядишь?

 

             Заяц Жил я в лубяной избушке

                    Здесь, на этой вот опушке.

                     А лисица в ледяной…

                      Как растаял лед весной,

                      Жить ко мне она пришла,

                         Да меня и прогнала.

 

            Медведь    Горю я помогу

                            И лисицу прогоню!

 

Воспитатель    Взялись за руки, пошли

                                И к забору подошли.

 

      Медведь    Ну-ка рыжая лиса,

                                Вон ступай, в свои леса!

 

              Лиса     Вот как выскочу сейчас!

                                Искры полетят из глаз!

                                Убирайся сам, медведь,

                                На меня не смей реветь.

 

    Воспитатель    Испугался медведь,

                                Да как начал реветь.

                                 Побежал за овраги

                                 Испугался боя-драки.

                                Заяц наш опять один.

 Видит волк уж перед ним.

 

                Волк     Я живу  в глухом лесу

                             Скучно братцы одному.

 Ты ответь мне, сделай милость,

 Что за горе приключилось?

 

             Заяц   Жил я в лубяной избушке

                    Здесь, на этой вот опушке.

                     А лисица в ледяной…

                      Как растаял лед весной,

                      Жить ко мне она пришла,

                         Да меня и прогнала.

 

             Волк     Знаю я твою соседку,

                            Эту хитрую кокетку

                              И меня она однажды,

                              Обманула! Даже дважды!

                              Горю я помогу

                              И плутовку прогоню.

 

Воспитатель     Взявшись за руки пошли

                               И к избушке подошли.

 

             Волк     Эй ты лисонька лиса

           Ты пойди-ка со двора!

                           Не ешь чужие калачи

  А- ну, слезай скорей с печи.

 

            Лиса      Вот как выскочу сейчас

                                Искры полетят из глаз!

                                Убирайся сам волчок.

                                Укушу вас за бочок.

 

 

Воспитатель     Испугался волк лисы

                                И помчался за кусты.

                                Зайка наш опять один

                                Петушок уж перед ним.

 

             Петушок     Я веселый петушок,

  Красный яркий гребешок.

                                 Перья яркие, цветные

                                 И сапожки расписные

                                 Помогаю всем вокруг.

                                 Петушок хороший друг.

  Плачешь ты о чем, косой?

  Что причиной, что виной?

 

 Заяц       Жил я в лубяной избушке.

  Здесь на этой вот опушке.

                                   А лисица – в ледяной…

                                   Как растаял лед весной

 Жить ко мне она пришла

                                   Да меня и прогнала.

 

 Петушок     Не горюй, приятель! Вскоре твоему поможем горю!

                        Покажу свою косу –

                                    Живо выгоню лису!

 

                 Заяц        Все соседи ее гнали

                                    Но с испугу убежали.

 

 Петушок   Поглядим.

 

 Воспитатель Петушок к избушке,

                                    Что стояла на опушке,

 

  Подошел… Пошла потеха!

Стало рыжей не до смеха…

 

Петушок          Кукареку!

  Вот возьму косу на плечи…

                                     Я иду лису посечи!

 

Лиса     Что ты Петя не спеши!

            Мне одеться разреши!

 

 

  Петушок  Прекрати пустые речи!

Прочь пошла, плутовка с печи!

 

Воспитатель     Ох и струсила лиса.

  Прыг с печи да и в леса

  Припустила во весь дух.

   Напугал ее петух.

 С той поры Зайчишка с Петей

  Лучшие друзья на свете

 

  Петушок и Заяц вместе Убежала Рыжая

      Рыжая – бесстыжая!

                                         Хи-хи-хи, ха-ха-ха!

                                         Испугалась Петуха!

                                         Хи-хи-хи, ха-ха-ха!

                                         Испугалась Петуха!

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 5

Конспект  НОД в первой младшей группе «Наш двор»

(раздел «Развитие речи», «Окружающий мир»  с использованием теневого театра)

Задачи: активизация речи детей; закрепление названий домашних животных.

Воспитатель: -Дети, мы сегодня будем играть в загадки, а отгадки к нам сами придут. (дети рассаживаются на стульчики, поставленные как в театре – рядами; перед детьми – черная коробка со звездами и белым экраном). Это теневой театр – говорит воспитатель. – Будьте внимательны, к нам в гости пришла первая загадка. (включается свет позади экрана, на нем солнце, домик с забором)

В: -- Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! Кто это? (появляется петушок, сначала внизу экрана, потом «взлетает» на забор)

Д: -- петушок! (воспитатель предлагает спеть песенку про петушка)

В: -- Куд-кудах! Снеслась в кустах! Ко это? (на экране – курочка, ищет цыплят, зовет: «пить-пить-пить-воды попить», спрашивает у детей, не видели ли они ее деток)

Во время диалога курочки с детьми, появляются цыплята и курочка радуется.

В: -- Ой, кто это? Мур-мур, разгоню кур! (на экране – кошка)

Д: -- кошка! (воспитатель предлагает спеть песенку для кошечки)

В: -- Гам-гам! Кто там? (выскакивает собака, они с кошкой наскакивают друг на друга)

В: -- Ой, ребятки, похлопайте в ладошки, прогоните кошку с собакой (дети хлопают)

В:   -- А у нас новый гость: му-у-у! Молока кому? (на экране – корова)

(дети поют песенку о корове)

В: -- Какие вы молодцы! Все мои загадки отгадали, а отгадки к вам в гости пришли! Понравился ли вам наш театр? Будем в него еще играть…

 

ШИРМА ДЛЯ ТЕНЕВОГО ТЕАТРА