Образовательная деятельность
/om_fiz-e-razvitie.docx - Физическое развитие
/om_pozn-e_razvitie.docx - Познавательное развитие
/om_rechevoe_razvitie.docx - Речевое развитие
/om_soc-kom-razvitie.docx - Социально-коммуникативное развитие
/om_khud-no_ehst-e_razvitie.docx - Художественно-эстетическое развитие
Аннотация к программе
Аннотация к основной общеобразовательной программе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» Пряжинского национального муниципального района (общеразвивающего вида)
Краткая презентация Программы
Программа разработана творческой группой педагогов и специалистов МКДОУ Детского сада «Теремок» при активном участии актива родительской общественности дошкольного учреждения. Настоящая Программа разработана и утверждена МКДОУ в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также дополнительными образовательными программами по приоритетным направлениям деятельности.
Программа МКДОУ Детского сада «Теремок» ориентирована на детей от 1,6 лет до 7 лет, посещающих общеразвивающие группы.
• 1 группы раннего возраста
• 2 младшие группы
• 1 средняя группа
• 1 старшая группа
• 1 подготовительная группа
При разработке Программы учитывались: вид ДОО, виды групп, режим функционирования, контингент воспитанников, основные направления деятельности ДОО по Уставу, а также лучшие педагогические традиции и достижения дошкольного учреждения.
Целью образовательной программы является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи образовательной программы:
• обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
• построение содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников;
• создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
• обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Данные части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на: усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.
Образовательная область "Речевое развитие" включает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской
- деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Часть образовательной программы, сформированная участниками образовательных отношений, представлена парциальной программой:
1. Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
3. Программа «Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазыриной направлена на физическое развитие и оздоровление дошкольников.
4. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной направлена на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
5. Программа «Ладушки» Ирина Каплунова, Ирина Новосельцева направлена на сотрудничество детей и взрослых (родителей и педагогов) и предусматривает активное участие взрослых в занятиях и праздниках.
6. Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
7. Программа «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина направлена на развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
8. Программа «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич направлена на воспитание экологической культуры дошкольников.
9. Программа «Мы живём в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для создания условий, обеспечивающих целостное развитие личности детей, в учреждении осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников:
знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование, индивидуальные беседы информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, фотовыставки, размещение материалов на сайте образовательного учреждения, оформление групповых портфолио, информационных листов, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток и др.;
образование родителей: проведение родительских собраний, проведение мастер-классов, консультаций, организация семейных встреч;
совместная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, к организации семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Презентация Образовательной программы МКДОУ Детский сад «Теремок»: https://mkdoyteremok.ru
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
На сегодняшний день в МКДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей (законных представителей) :
· – с семьями воспитанников;
· – с семьями воспитанников, не посещающих МКДОУ.
Задачи:
1) формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей, не посещающих ДОУ;
5) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
· ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни МКДОУ;
· ознакомление родителей с содержанием работы МКДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы кодительского комитета;
· целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
· обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Аннотации к программам
|
||
|
||
Аннотация к программе “От рождения до школы”(под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа “От рождения до школы” является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. В книге описаны темы воспитания и организации жизни в ДОУ детей различного возраста (0-1,1-2,2-3,3-4,4-5,5-6,6-7л). Подробно описаны возрастные особенности каждой подгруппы, физкультурная деятельность, развитие игровой деятельности, развитие трудовой деятельности, формирование потребности в чтении и др. Заинтересовали рекомендуемая для прочтения литература, музыкальные произведения. В конце каждой главы приведены планируемые результаты освоения программы по каждой возрастной группе. Авторами разработана система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы. Данная книга будет полезна прежде всего для специалистов, работников ДОУ. Аннотация к парциальной программе “Физическая культура дошкольников” Л. И. Пензулаева. В программе раскрываются основные направления, задачи, средства, принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного возраста. Система занятий ориентирована на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка. Предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, методистов физического воспитания, студентов педагогических и физкультурных вузов, родителей.
Аннотация к парциальной программе “Цветные ладошки” И.А. Лыкова Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет “Цветные ладошки” (формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. пособие содержит полный курс занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями. Пособие адресовано старшим воспитателям и заведующим ДОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, – родителям, бабушкам и дедушкам. Аннотация к парциальной программе “Занятие по развитию речи в детском саду” О. С.Ушакова Авторская программа предназначена воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, родителям. Раскрываются теоретические основы программы. основные задачи развития речи дошкольников: развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой стороны речи, развитие образной речи. рассматриваются особенности развития речи детей в разных возрастных группах ДОУ. Одобрено Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. Аннотация к парциальной программе “Азбука дорожного движения” Пособие входит в состав «Азбука дорожного движения» вместе с рабочей тетрадью и комплектом плакатов. В нем представлена программа и методические рекомендации по организации ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Рассказывается, как организовать в дошкольных учреждениях предметно-развивающую среду для ознакомления детей с ПДД, как можно использовать литературные произведения на занятиях, приводятся элементы игры «Азбука дорожного движения». Пособие предназначено для специалистов ДОУ (воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и др.) и родителей. Аннотация к программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – вос питания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.
Аннотация к программе «Юный эколог» Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух – шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию. |
|
Аннотация программы "Кроха" Григорьевой Г.Г.
В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Именно поэтому взрослым так важно правильно общаться с малышами, воспитывать и развивать их грамотно.Программа и комплект пособий «Кроха» созданы для родителей и педагогов, воспитывающих детей раннего возраста, и ставят своей целью популяризацию идей отечественной педагогики раннего детства. Комплект пособий подготовлен на основе анализа, отбора, систематизации и обобщения материалов в первую очередь отечественной и зарубежной науки по проблемам психологии и педагогики раннего возраста.Пособие с программой для родителей является первой попыткой создать систему личностно-ориентированного воспитания малышей в условиях семьи. Оно ставит своей целью помочь родителям осознать самоценннность и особую значимость раннего периода в жизни человека, необходимость воспитывать ребёнка с учетом общих закономерностей и индивидуальности ребёнка, оказать помощь в выборе адекватных путей, средств и методов воспитания малыша.При всей приоритетности семейного воспитания детей раннего возраста в последние годы повысился приток этих детей в дошкольные образовательные учреждения, и пособие с программой для родителей «Кроха» оказалось востребовано педагогами. Это повлекло за собой подготовку серии методических пособий. В 2007 году вышли в свет «Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» и «Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений». Для педагогов программа уникальна тем, что ее можно использовать в дошкольных образовательных организациях независимо от того, по какой программе с детьми занимаются в старших группах. Программа и пособия разработаны в лаборатории проблем дошкольного образования Нижегородского института развития образования. Руководитель и научный редактор Галина Григорьевна Григорьева.Основные авторы и составители комплекта методических пособий по программе «Кроха» — высококвалифицированные преподаватели нижегородских и московских вузов, психологи и педагоги-практики.
Аннотация программы И.М. Каплуновой «Ладушки»
Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки , целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем В основе парциальной программы «Ладушки» - воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности. Отличием программы «Ладушки» является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми. На музыкальных занятиях, вечерах досуга органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность, музыка и игра. Программа выстроена адекватно возрастным возможностям детей дошкольного возраста,учитывает их психо-физиологические особенности. Строится на принципе партнерства, что дает возможность сделать учебный процесс интересным, творческим, радостным и эффективным. Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога. Это конспекты занятий в каждой возрастной группе, пособие и дидактический материал по развитию чувства ритма, упражнения пальчиковой гимнастики, комплексные занятия по различным темам, патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность, организация спортивных, новогодних, веселых и необычных праздников и досугов. В качестве методического обеспечения прилагаются компакт-диски с яркими, необычными аранжировками, которые украсят любое занятие и праздник и сделают их более интересными и запоминающимися Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов. В программу включен раздел - `Развитие чувства ритма`. Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.
Аннотация к программе
Программа «Детство»
разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского университета им. А.И. Герцена – Т.И. Бабаевой и др.
Задачи и программы:
- развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способность развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие творческой активности детей, воображения;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии – интеграция познания, общение с взрослыми и сверстниками, игры и другие виды детской деятельности.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка.
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
- особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
- общие задачи воспитания;
- представления (ориентации);
- практические умения;
- уровни освоения умений (низкий. Средний, высокий);
- методические советы;
- рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
- рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
- заключение.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширения круга объектов познания ( люди и их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство).
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремления к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.